RAG-time story (часть 3). Морское одеяло и все на «F»
Отправляясь на «СЕКОНД», мы сочиняли короткие истории о прежних владельцах вещей и фантазии часто уводили нас в сторону мрачного детектива. Преднамеренное убийство в сюжетах было обычным явлением, а одежки, снятые с жертвы в финале оказывались на полках магазина «секонд-хенд».
И хотя все эти сюжеты выглядели довольно схематично и карикатурно, они каким-то образом откладывались в моей памяти, выжидая удобного момента, чтобы потом неожиданно выпрыгнуть, как черт из коробочки.
Именно так и случилось однажды, когда я принесла домой очередной улов – тонкое шерстяное одеяло молочного цвета (по какой-то очень смешной цене) и попыталась прочесть фирменный знак, вышитый красными нитками на его уголке.
Заглавные буквы каждого слова были на старинный манер украшены вензелями, а прописные, под наклоном, напоминали образец по чистописанию – очень красиво и непонятно. Всего три слова, которые я никак не могла прочесть.
Первое начиналось на «F», следующее за ним, тоже – на «F». Единственное, что не вызывало сомнений, так это – «& Со» в конце названия. Так заявляли о том, что компания принадлежит партнерам.
Просканировав второе слово на «F», мой мозг почему-то сразу определил его, как «Funeral» – количество букв совпадало.
«F…, Funeral & Company»
Получалось, что одеяло было для вполне определенных случаев, и какая-то «похоронная служба» старательно вышивала на нем свой знак в уголке. Возможно в условиях жесткой конкуренции она таким образом привлекала клиентов.
Я даже успела представить погребальную церемонию, со всеми ее атрибутами и тело какого-то джентльмена в черном фраке, укрытое до половины этим «фирменным» одеялом. Включилось, как по команде и музыкальное сопровождение: духовой оркестр играл заунывную мелодию, с характерными ударами медных тарелок.
Но что-то тут не складывалось. Во первых размер одеяла был такой, что тело покойника можно было обернуть трижды и еще кусочек останется. А во вторых – зачем ему вообще одеяло? Он же не мерзнет!
Я снова присмотрелась к первому слову. Тонкие волнистые линии плясали и извивались, не поддаваясь расшифровке. Зато его первая буква – «F», как вспышка молнии отбросила меня в конец 60-х, в те дни моего детства, когда на экранах появился фильм «Фантомас» с Жаном Маре в главной роли. Такую же «F», только в кружечке, люди Фантомаса выжгли на груди журналиста Фандора, когда похитили его. (Потому что не надо было так смело утверждать, да еще стоя на кладбище, что Фантомас – это выдумка, фантом).
Fandor – Fantôme – Fantômes
Интересно, сколько еще слов на «F» хранит моя карта памяти?
«Фантомас» – стал моим первым фильмом ужасов, после которого я боялась заходить в ванную комнату в коммуналке. Там всегда было темно, потому что соседи «для экономии электроэнергии» вкручивали лампочку при каждом посещении.Чтобы дотянуться до нее мне нужно было еще расти и расти. Конечно, о том, что Фантомас поселился у нас в ванной никто не знал. Это была моя страшная тайна. Каждый раз, когда меня отправляли мыть руки, я испытывала панический ужас. В голубой маске, без бровей и ресниц, с прорезью вместо рта, он выжидал удобного момента, чтобы схватить меня рукой в черной кожаной перчатке. Фантомасу, как мне представлялось, было очень комфортно и не скучно просиживать часами в темноте, слушая через маленькое окошко разговоры соседей на кухне. Идя в ванную по длинному темному коридору, я пыталась перебороть свой страх, вспоминая отважных героев французских фильмов, которые всегда шли навстречу опасности с улыбкой и, казалось, жили ради приключений.
Мне нежен труп,
Я выбрал Вас!
До скорой встречи,
Фантомас!
Всплыл стишок из моего школьного детства. Мальчишки очень любили его распевать, пугая и преследуя свою жертву на переменах.
Забавное получалось название: “Похоронная служба, Фантомас и Компания”.
Отыскав большую лупу, я наконец прочла всю надпись целиком:
France, Fenwick & Co.
К счастью, мое одеяло не принадлежало ни похоронному бюро, ни какому-нибудь английскому пациенту после кончины. На нем было вышито имя британской судоходной компании.
***
Позже мне удалось выяснить, что «France, Fenwick & Co. Ltd.» – компания с большой историей. Ее судоходный бизнес начинался в далеком 1901 году, а первые корабли перевозили уголь с северо-восточного побережья страны в Лондон. Дело Фенвика продвигалось успешно и вскоре он стал хозяином одного из крупнейших угольных месторождений в Великобритании.
История компании увлекла меня настолько, что я почти забыла причину по которой стала ее изучать. На самом же деле мне хотелось узнать в каких морях и океанах могло побывать мое одеяло, с вышитым знаком в уголке.
Судя по всему путешествовать ему приходилось много и подолгу, с заходом в такие моря, как Северное, Лигурийское, Средиземное, Эгейское и многие другие.
Компания «France, Fenwick & Co» просуществовала 73 года и ее история была весьма насыщенной. Она отправляла на своих судах уголь в Канаду, используя морской путь Святого Лаврентия, из Вест-Индии – вывозила большие партии сахара, а из Северной Африки – траву эспарто, которая была бесценным сырьем для изготовления бумаги в то время. Ее корабли принимали участие в боевых действиях во время Первой мировой войны, а затем и Второй. Они часто терпели крушение, тонули, не выдерживая натиска морской стихии, но взамен Фенвик строил новые, и их название всегда заканчивалось на «WOOD»:
Northwood, Lockwood, Gwynwood, Monkwood, Holmwood, Sherwood, Needwood, Wychwood, Ladywood, Hollywood, Kirkwood, Portwood, Bestwood, Pinewood, Whitewood…
И так далее. Кораблей у Фенвика было много, и чтобы перечислить все названия понадобится, как минимум, полстраницы. Скажу только, что где-то к 1966 году их строительство постепенно стало сокращаться, а в 1974 году компания и вовсе прекратила свое существование «из-за падения ставок фрахта» – так было объявлено официально. У меня, все же, есть подозрение, что была и другая причина – просто закончились все возможные варианты названия с окончанием «Wood».
***
Корабли Фенвика давно завершили свое плавание, и я смотрю на старенькое одеяло, как на уцелевшего свидетеля морских приключений. Когда-то давно оно пахло овечьей шерстью и, возможно, им укрывался сам капитан корабля, или его гости, среди которых, я думаю, обязательно встречались настоящие красавицы.
Когда приходит время сна, большое и уютное одеяло полностью покрывает кровать и убаюкивает меня, нашептывая историю о путешествиях на старом судне под названием, скажем, «Bestwood». Я закрываю глаза и слышу шум моря, голоса чаек и матросов, громко отдающих команды:
«All hands on deck!»*…
«Full ahead!» **
Корабельное одеяло мы до сих пор в шутку называем «Funeral», хотя его история никак не связана с похоронным бюро, а скорее всего, была наполнена морскими путешествиями по миру.
На этом я закончу свой третий, заключительный рассказ о подарках с острова «Секонд Хенд», потому что мне нравится, когда финал – светлый и жизнеутверждающий.
FIN***
Ну вот – еще одно слово на «F»! (This is another word with the same letter).
Голос Фантомаса – Жана Маре:
– Ха… Ха… Ха…!
Его смех звучит громко, раскатисто и дерзко, а сам он зависает в воздухе на веревочной лестнице, спущенной с вертолета. Ловко взобравшись на самый верх, он одной рукой удерживает свое тело в воздухе, а второй – неожиданно делает прощальный воздушный поцелуй. Фантомас медленно снимает маску, но мы так и не увидим его лица, потому что камера уже соскользнула вниз и показывает зрителю обрывок веревочной лестницы над водой. На волнах дрейфует роскошная яхта под белым парусом и в его верхнем углу хорошо просматривается буква F.
______________
*Свистать всех наверх!
**Полный вперед!
*** Конец (фр.)