В сизом облаке
Когда-то давно один мой хороший знакомый высказал интересную мысль о том, что курильщики имеют некоторые преимущества в процессе коммуникации:
– Вот, задают тебе, к примеру, какой-то вопрос! Вопрос неудобный, или не совсем понятный. И что же? Ничего страшного! У тебя есть пачка сигарет! Ты ее, многозначительно поднимаешь со стола, достаешь не спеша сигарету, как бы концентрируясь, обдумываешь ответ и затем – произносишь следующее:
– Видишь ли, …
Тут ты ЕЕ (сигарету) разминаешь пальцами и подносишь ко рту.
– Все зависит от того, как посмотреть…
Подносишь ЕЕ ко рту, но затем, как бы передумал и держишь между пальцами, перед тем, как поджечь.
– В последнее время я стал замечать, что…
Все-таки кладешь ЕЕ снова в рот и, прижав зубами, тянешься за спичками.
– И возможно, что не только я один…
Пытаешься зажечь спичку, но после второй неудачной попытки останавливаешься с коробком в руке. Ты в этом месте задумался! Как-будто в голове у тебя – целый список вариантов ответа, но ты не спешишь дать первый попавшийся, а думаешь. думаешь с чего начать. Снова берешь коробок. Потеребив его, достаешь еще раз спичку и решительно поджигаешь свою сигарету-спасительницу!
Затягиваешься… Глубоко … Медленно выдыхаешь дым, после чего, четко артикулируя каждое слово, говоришь:
– Многие ломали себе голову в поисках ответа на этот вопрос.
Вокруг тебя – клубы дыма! Ты стоишь, скрестив руки на груди, смотришь вдаль, а сигарета в это время покоится на твоем локте и тонкой струйкой подыгрывает твоим мыслям.
– Хотя, конечно… если подойти к этому с другой стороны…
И вот тут, торопиться не надо! Важно выдержать большую паузу! Ты, вообще, знаешь, что такое ТЕАТРАЛЬНАЯ ПАУЗА?
***
Рассказчиком был студент актерского курса театрального института, и я с интересом наблюдала за его движениями и филигранной техникой исполнения этого этюда, или лучше сказать – мастер-класса по коммуникации. Он напомнил мне фильм «17 мгновений весны», в котором штандартенфюрер СС фон Штирлиц, а на самом деле – советский разведчик Исаев, часто прикладывал к щеке ладонь с дымящейся сигаретой, погружаясь в состояние задумчивости.
С наступлением вечера, оставшись один, он закуривает и делает ритуальный обход всего дома – закрывает наглухо окна, опускает жалюзи, держа сигарету в зубах, дважды проверяет закрыта ли входная дверь. В сопровождении дымящегося облака, он идет в ванную, чтобы открыть посильнее кран с водой. (Шумный напор должен помешать агентам 4-го управления подслушивать за стенкой). Так он готовится к приему шифрованного сообщения из Центра. В назначенное время полковник Исаев усаживается в кресло у радиоприемника и закуривает снова, чтобы при первых же звуках русской речи резко отбросить сигарету в пепельницу и начать записывать: «от Алекса – Юстасу»!
Голос Мюллера – Броневого:
– Эти пальцы мои люди нашли на чемодане русской радистки. И на этот вопрос вам будет ответить труднее всего.
Вытянув новую сигарету из пачки, Тихонов-Штирлиц обдумывает план дальнейших действий, пытаясь выйти из непростой ситуации. Его пока еще не рассекретили.
Голос за кадром:
– Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха.
Как ему выйти сухим из воды? Напряжение зрителя растет. Одной рукой он помешивает кочергой угли в камине, а во второй – мы снова видим сигарету! Штирлиц затягивается очередной порцией никотина, вдыхает глубоко… и не спеша выдыхает. Он думает, анализирует, размышляет про себя. О чем же он думает?.. Возможно, о том, что:
«Где-то далеко, очень далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки, в маленьком саду
Созрели вишни…»
А как бы выглядел Вячеслав Тихонов в образе известного разведчика без сигарет? Оставался бы его герой таким же убедительным и в то же время романтично загадочным? Да, без дыма во время долгих раздумий – как будто чего-то не хватает для достоверности.
Нельзя также представить и Джеймса Бонда без этой вредной привычки, особенно в исполнении Шона Коннери. Элегантным жестом он раскрывает дорогой портсигар, не спеша достает сигарету и поглаживает зажигалку фирмы Zippo, перед тем как открыть огонь. (Правда, открыть огонь он мог бы и в прямом смысле! Зритель наверняка помнит о том, что в гаджетах Бонда может быть спрятана взрывчатка, или небольшая ракета, и даже маленькая проволочка для удушения врага, а обычная сигарета может оказаться с цианидом).
– Восхищаюсь вашей удачей, мистер…?
– Бонд! … Джеймс Бонд! – прикуривая сигарету в изящном мундштуке отвечает агент 007.
Советский разведчик-нелегал, как и офицер секретной службы сер Джеймс Бонд, – обязательно выкрутится, выйдет сухим из воды – таковы каноны жанра! Герой должен выйти победителем, или умереть, но только – в конце фильма. А пока – полковник Исаев обдумывает план дальнейших действий, окутанный облаком дыма, которое напоминает туман с далеких берегов его Родины.
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному до-о-му.
***
И я опять возвращаюсь к мастерству театральной паузы с сигаретой в руке, которую тогда так скрупулезно разложил на составляющие элементы студент третьего курса:
«Вокруг тебя – клубы дыма! Ты стоишь, скрестив руки на груди, смотришь вдаль, а сигарета в это время покоится на твоем локте и тонкой струйкой подыгрывает твоим мыслям».
***